Ковры Дагестана
Дагестанские ковры – это отдельный вид нестареющего самобытного искусства, дошедшего до нашего времени сквозь века. Полотна, которые мастера вручную ткут сегодня, практически на 100% сохранили технологию изготовления и узоротворчества, разработанную сотни лет назад.
Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах. Ими покрывали глиняный пол, утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык — небольшой коврик для совершения молитвы. Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.
История ковроткачества
Самый древний сохранившийся до наших дней ковер был найден в Пазырыкских курганах Алтая и относится он к 5-мы веку до нашей эры. Статью о пазырыкцах читайте тут >
Пазырыкцы относились к скифской культуре, которая оказала большое влияние на искусство Дагестана. В частности, в орнаментике Дагестана присутствует много символов коней и звериного стиля.
Пазырыкские скифы контактировали с Ахеменидским Ираном. Предположительно самый древний в мире ковер был соткан в Ахеменидской державе.
Древнейший из обнаруженных ворсовых ковров — Пазырыкский ковёр (около V в. до н. э.).
Археологами были обнаружены прекрасно сохранившиеся персидский ковер и войлочный ковер, предположительно местного производства, на котором изображен всадник на коне. Подобная техника производства сохранилась в аулах Дагестана и по сей день.
Войлочный ковер пазырыкцев
Точной даты возникновения ковроделия в Дагестане указать нельзя, но известно, что древний человек на территории Дагестана начал заниматься ткачеством примерно в III - II тыс. до н. э. Это подтверждают многочисленные археологические находки в виде фрагментов керамики с отпечатками полотна, тлен от шерстяной подстилки из Паласасыртского могильника (IV - VI вв. н.э.), а также различные по форме пряслица из могильников эпохи бронзы (II тыс. до н. э.) и железа (I тыс. до н. э., найденные в Южном Дагестане. Похожие пряслица использовались мастерицами в некоторых районах Дагестана как основной инструмент для изготовления пряжи вплоть до середины 20 века.
Изготовление ковров
Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров — цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет, в то время, как красители из Персии держатся 150-200 лет.
Излюбленными цветами дагестанских ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии. Необходимый цвет ковровщицы получали из листьев, коры, корней различных растений. Красный и его оттенки (от светло-розового до малинового) давала марена. Синий получали из привозного индиго, желтый добывали из луковой кожуры, коры барбариса, зверобоя, душицы. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.
Бурному развитию ковроделия на юге Дагестана способствовало три фактора: первый фактор — близость Ирана (то есть Персии), второй – то, что здесь проходил Великий шелковый пут, третий – широкое распространение Ислама. Ну, влияние близости Персии мы уже рассмотрели. На протяжении нескольких веков центром торговли на Кавказе был город Дербент, которые служил форпостом между Западом и Востоком. Город был входил в маршрут Великого шелкового пути. Несомненно, что это придало толчок развитию всех ремесел, особенно, ковроделию. К тому же, многие торговцы знали, что именно в Дербенте можно было найти шерстяные нитки самых разных цветов и окрасок (местные ремесленники научились получать естественные красители из кустарников и трав).
Всемирной известности добились ковроделы-табасаранцы. Но, было бы удивительно утверждать, что только табасаранцы имеют традиции ковроделья. Например, лезгины в селениях Ахты, Курах, Касумкент с большим успехом ткали ковровые изделия. Аварцы из Хунзаха, селения Цада, Гергебиль славились производили безворсовые ковры. Даргинцы из селения Леваша ткали шерстяные паласы. Кумыки, проживающие в селениях Буглен, Каякент, Дургели изготавливали войлочные ковры и узорчатые шерстяные паласы.
Виды ковров
По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.
Безворсовые
Распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин.
Сумах
Сумахи отличаются большой оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Ими застилают пол, и поэтому они обычно делаются большого размера. Сумахи выполняются способом попарной обвивки нитей основы композиционной ниткой в виде "косичек" и проведения утка между ними. Сумах очень плотен, не собирает пыли, в то же время мягок и пружинист, благодаря "подковровому" нижнему слою, который образуется благодаря выпускаемым наизнанку концам композиционной нитки. Это же сообщает сумахам малую теплопроводность - качество, крайне необходимое при земляных и каменных полах дагестанских жилищ старого типа. Благодаря необычной технике и орнаменту, сумахи и по сей день широко бытуют в дагестанских домах. В прошлом на сумах можно было выменять хорошего коня или корову.
Сумах
Кто производил: Лезгины, Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана
Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами. Считается, что первые ковры килимы и сумахи имели рисунки, отображающие природу и жизнь. По древним поверьям ковер являл собой синоним земельного покрова, а все, что на нем отображено, является изображением самой жизни на земле.
Цвет: теплые сдержанные тона — кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне. Сочетание теплых цветов и уникальных рисунков позволило ткачам создавать настоящие шедевры. Часто в качестве формы ковров применяют изображение медальона или ромба, который насыщен разными красками. Любое изображение разграничивается специальной каймой с уникальными гранями;
Особенности производства.
Свое название такие ковры получили благодаря специальному растению, которое можно найти в восточных странах. В древние времена его применяли в качестве красителя для тканей. Ковры сумахи возникли в странах Востока и быстро получили популярность. Такие предметы имели большие размеры, а также характеризировались прочностью и отсутствием ворса. В качестве материала для изготовления такого ковра применяются такие материалы, как:
- Шерсть;
- Шелк.
Сначала такие предметы были только в домах зажиточных граждан, и отсутствие их считалось признаком нищенства и неопрятности дома. Поэтому каждый старался приобрести такую диковинку и похвастаться гостям. Это был дорогостоящий экземпляр, который имел уникальный рисунок, повторить который нельзя. Ткачи применяли только ручную работу, что занимало от нескольких месяцев до нескольких лет. Сырье сушили по специальной технологии, проветривали при определенной температуре, дабы достичь высокого уровня надежности.
В качестве инструмента для производства ковров применялись деревянные станки, состоящие из двух опор и одной перекладины, на которые наматывались нити. Стежки всегда имели небольшой формат, но очень плотно прилегали друг к другу.
Килим
Одним из самых знаменитых и часто применяемых вариантов являются безворсовые ковры килимы. Это широкие по своим размерам изделия, которые имеют одну сторону, выполненную из мягкого волокна. Они не имеют ворса и очень приятны на ощупь. Такой первый ковер был сделан несколько веков назад в арабских странах. В Дагестан килим попал благодаря туркам и вошел в обиход многих жителей. В отличие от дорогого сумаха, килимы были более доступны по цене.
Для лакцев и лезгин характерны яркие красочные "килимы" (именно этот вид паласов в Дагестане называют килимом) с многократно повторенным элементом - шестиугольным медальоном, т. н. "ширван - килим". Последовательно расположенные фигуры образуют ряды - полосы, которые и составляют композицию ковра. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Килимы этого типа производятся с зазорами и со сцеплением утков.
Килим
Кто производил: лезгины и лакцы
Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля
Цвет: насыщенная палитра — синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие.
Давагин
В предгорных и горных районах Центрального Дагестана изготовляется гладкий ковер, называемый "давагином" у аварцев и "думом" у кумыков, имеющие сходный орнамент. Подобные ковры -— непременный атрибут аварского или кумыкского дома. При сравнительно небольшой ширине они имеют большую длину (до 6-7 м.), закрывая две или даже три стены жилища.
Композиция таких ковров достаточно устойчива. Обычно, на синем фоне в один, два или три ряда в шахматном порядке располагаются красные медальоны. Их сложный, изрезанный силуэт иногда имеет до десяти и более ответвлений, напоминающих длинные птичьи шеи. Видимо, этим сходством и объясняются их названия: "многошеие дома", "птичьи дома". Некоторые исследователи насчитывают до 25 местных наименований медальонов этих паласов. Кроме традиционных элементов во многих давагинах встречаются уникальные орнаменты с изображением "древа жизни", рук, "драконов", жирафа, верблюда, коней и т.п. Многие ковры датированы годами хиджры, некоторые имеют арабские надписи с именами ковровщиц или заказчика.
Кто производил: аварцы
Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом
Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета
Дум
Кто производил: кумыки
Узор: основное композиционное решение — наличие центральной части и каймы из одной–трех полос.
Дум
Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, в отличие от давагина имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого.
Супрадум
Одним из интереснейших видов безворсового дагестанского ковра является т. н. "супрадум". Техника его аналогична технике давагина. Производились они в с. Чиркей и обычно имели до 5-7 м длины. Орнамент супрадума отличается своеобразной композицией. Обычно на красном или темно-бордовом поле располагается в ряд несколько синих 8-угольных медальонов с небольшим "озерцом" в центре каждого. Основное поле и медальоны заполнены антропоморфными фигурами, разнообразными архаичными знаками, растительным орнаментом. Для супрадума характерна традиционная для аварского ковроткачества простая и лаконичная цветовая гамма: красный, синий, белый или их оттенки, причем ковры конца XIX века отличаются более светлыми красками. Иногда в 8-угольный медальон вводятся белые "молнии".
Супрадум
Кто производил: аварцы, Казбековский район Дагестана
Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника — округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом.
Чибта
В аварском селении Урма Левашинского района издавна изготовлялись узорные циновки "чибта" - очень своеобразный вид изделий, не имеющий аналогов в других районах Дагестана. Эти циновки урминские мастерицы плели из тонкой и прочной болотной осоки. Основой служит грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора используется крашеная шерстяная пряжа. На золотистом фоне осоки мастерица помещает рисунок, напоминающий "рукъзалы" давагинов темно-красного, синего или оранжевого цвета. Контур фигур подчеркивался каймой черного цвета. Чибтой обычно покрывали пол, но иногда их использовали как подстилку под ворсовые ковры для большей сохранности последних.
Чибта
Цвет: темно-красный фон
Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района
Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами
Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур.
Кайтагские ковры
Кайтагские мастерицы вышивали не забавы ради. И не на продажу. Полотна, расшитые шелковыми нитями, сопровождали человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребенка была подушка с вышивкой — в качестве оберега. Затейливо украшенное полотно непременно находилось в приданом невесты. Сопровождала вышивка человека даже в последний путь. Работа настолько трудоемкая, что на создание одного полотна уходило от трех месяцев до полугода.
Кайтагская вышивка
Цвет: разные цвета, включая золотые и серебряные нити
Кто производил: кайтагцы, один из субэтносов даргинцев
Узор: кайтагская вышивка напоминает наскальные древние рисунки — сплошные символы. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми вверх руками — отражение мужского и женского начала. Вышивка — бесконечный лабиринт, рассказывающий истории из жизни предков. И, как и каждая жизнь, все полотна по-своему уникальны. Мастерицы вышивают по памяти и двух одинаковых работ просто не бывает.
Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур.
Ворсовые ковры
Распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев
В Дагестане существует несколько центров ворсового ковроделия. И хотя ворсовые ковры средней и низкой плотности для собственных нужд ткали и на кумыкской плоскости, и в центральном нагорном Дагестане у аварцев, но только южно-дагестанские (табасаранские) ковры получили международное признание. С ворсовыми коврами у южнодагестанских народов связано много поверий и красивых традиций. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит там будет много ковров, будет и достаток.
Ворсовые ковры
По орнаменту в свое время была проведена классификация дагестанских ворсовых ковров, и были выделены 11 основных типов ковров, получивших название по наименованию населенного пункта, где вырабатывались ковры с характерным для данной местности орнаментом.
В Южном Дагестане можно выделить восемь основных типов южно-дагестанских ворсовых ковров — три лезгинских ("ахты", "микрах", "касумкент"), рутульский ("рутул"), дербентский ("Дербент") и три табасаранских ("рушуль", "хив", "табасаран").
К северной группе ворсовых ковров относятся: аварские "Тлярата", кумыкские "Дженгутай" и "Казанище". На данный момент эта классификация немного устарела, и приемлема, в основном, к старым коврам, а не к современным. Сейчас не наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка.
Табасаранский, Гарагашлы
Типы ковров отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками - плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса. Среди табасаранских ковров отличаются относительно высокой плотностью (от 1444 до 1764 узлов) при довольно высоком ворсе (6 мм) ковры типа "хив", которые вырабатываются в табасаранских аулах Хивского района (Кандик, Ляхля и др.). Ниже плотность (от 900 до 1600 узлов) в коврах типа "табасаран" (аулы Хучни, Халаг и др.) и "рушуль" (аулы Рушуль, Аркит, Татиль и др.).
Рисунок — главное в ковре
Каждый тип южнодагестанского ковра имеет свои характерные орнаментальные композиции и рисунки, хотя определенное количество узоров используется во всех центрах ковроделия Южного Дагестана. Существует мнение, что центрами ковроделия в Южном Дагестане изначально были лезгиноговорящие народы, поэтому для простоты будем называть эти ковры лезгинскими, хотя их производством занимаются различные народы.
На лезгинских коврах нет зеленого цвета. Основные цвета – красный и синий, меньше – белый/желтый. Конечно, на более поздних коврах зеленый цвет может присутствовать, однако даже и на них зеленый цвет занимает не более 10% площади. Поэтому, если судить с точки зрения традиционности, то можно сказать, что зеленый цвет не используется на лезгинских коврах. Возможно, это связано с трудностями получения зеленого красителя в старые времена.
Конечно, на более поздних коврах зеленый цвет может присутствовать, однако даже и на них зеленый цвет занимает не более 10% площади. Поэтому, если судить с точки зрения традиционности, то можно сказать, что зеленый цвет не используется на лезгинских коврах. Возможно, это связано с трудностями получения зеленого красителя в старые времена.
На лезгинском ковре самым распространенным типом узора является три геометрических фигуры расположенные в ряд: кувшин, крест или звезда.
1) Один из самых простых и распространенных лезгинских символов является: символ «кувшин». Он представляет собой квадрат или ромб с усеченными всеми углами (правильный или вытянутый восьмиугольник). Символ «кувшин» может изображаться с двумя волнистыми противоположными сторонами. Схематические модификации символа «кувшин»:
Символ «Кувшин»
Примеры ковров с символом «кувшин»:
Символ «Кувшин»
2) Еще одним распространенным символом является сочетание таких геометрических фигур как квадрат и крест. Для удобства дадим этому символу обозначение «лезгинский крест». Что он означает? Какой смысл изначально вкладывался в этот символ? Этот вопрос еще нуждается в разгадке.
Лезгинский крест
А вот как реально выглядит символ «лезгинский крест» на коврах:
3) Наряду с перечисленными выше и, пожалуй, самый емким на лезгинских коврах является символ «лезгинская звезда».
Лезгинская звезда
Упрощенно «лезгинская звезда» представляет собой правильную фигуру из трех накладываемых друг на друга крестов (в отличие от символа «лезгинский крест», где накладывается друг на друга квадрат и крест) Вообще, тематика с изображением крестов очень любопытна. Ее можно связать с албанским (I-VII вв. н.э.) периодом истории лезгин, когда в народе имело место христианство. Из этого можно заключить, что дошедшие до нас ковровые узоры имеют по меньшей мере 1500-летнюю историю. Вероятно, в те далекие времена символы, изображаемые на коврах, имели какой-то религиозный смысл, а по прошествии веков утратили свой религиозный подтекст, став традиционным лезгинским «почерком» ковроткачества.
«Лезгинский крест» на коврах:
Все описанные выше символы относятся к так называемым основным, то есть они обычно занимают центральное место на ковре и имеют большие геометрические размеры, сравнимые с размерами самого ковра. Следующие символы, о которых пойдет речь обычно занимают второстепенную роль на ковре, то есть дополняют и приукрашивают основные символы.
4) Символ «цветок». В самой простой форме он представляет собой крест с двумя зубьями на каждой стороне креста. В других модификациях «цветок» может быть поделен на четыре, на восемь частей, с закругленными краями и т. д.
Цветок
Цветок на коврах
5) Еще одним часто встречающимся символом является символ «волны». Обычно они расположены в окантовке ковра (то есть по периметру).
Волна
На богатом лезгинском ковре обычно присутствуют все описанные (и не описанные) символы. Это наглядно видно на следующем ковре:
Фигуры крупным планом:
Имея свой уникальный «почерк» агульские, рутульские, табасаранские, цахурские и др. ковры имеют сравнимые с лезгинскими коврами символы и цвета.
Агульский ковер
Для табасаранских ковров свойственно постепенное охватывание меленьких узоров более крупными фрагментами. По площади коврового изделия располагают маленькие розетки. Каждую из них размещают в медальоны. Далее их размещают внутри многоугольников. Любой маленький узор и все крупные орнаменты выделены окантовкой и цветовой заливкой. При помощи геометрических соединений рукодельницы ткут разноцветные завитушки и узорчики. В этих тиснениях на обводке располагают орнамент ветки с цветами.
Сафар
Сафар — это звезда, очень интересный узор табасаранских ковров. Название подразумевает расположение звезды в центре коврового изделия. Формой сафар напоминает цветок с правильными лепестками.
Мерхер
Мерхер. Еще одним пользующимся популярностью среди мастериц по изготовлению табасаранских ковров является рисунок мерхер, похожий очертанием на санки. В середине изделия размещают по очереди медальоны в виде квадратов и шестиугольников. Их по всей длине ковра соединяют линиями. Эти объединенные геометрические фигуры напоминают силуэт санок.
Турар и топанча
Турар (шашки) и топанча (пистолеты). Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально. Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или пистолетами. Эти орнаменты объединяются маленькими медальонами. В результате диагонального сочетания создается сетка, которая размещена по отношению к краям под углом в 45 градусов. Традиционно в центре находится до трех рядов очень маленьких медальонов, которые объединены узорами топанча. По ширине и длине ковра размещают от трех до семи рядов более крупных фрагментов.
Ковры типа «Рушуль»
Высокими декоративными качествами отличаются ковры типа "рушуль", в которых большие плоскости яркого главного фона сочетаются с насыщенным цветом элементов орнаментального узора. Например, в узоре "сульфи" сложные по очертанию медальоны дополняются крючкообразными фигурами, которые все вместе образуют на центральном поле сложную композицию, придающую орнаментальный характер и свободным местам фона.
Рушуль
В коврах типа «рушуль» при малиново-красном фоне в узорах может преобладать голубой, оранжевый, желтый, зеленый, темно-синий и темно-красный цвета.
Самыми распространенными коврами лезгинской группы являются трехобъектные ковры . Обычно все три объекта на таких коврах имеют одинаковые геометрические размеры, хотя их раскраска может отличаться. Реже встречаются четырех- и двухобъектные ковры. Причем, обычно, такие ковры, соответственно, удлиненные или укороченные.
Трехобъектные ковры
Двух- и череоехобъектные ковры
Однообъектные ковры и с массовым узором.
Ковры типа «Табасаран»
Ковры типа "табасаран" изготовляются в десятках аулов, в каждом из которых преобладают два-три излюбленных рисунка. Практически ковры этого типа имеют бесконечное количество вариантов орнаментальных узоров. Широко распространены узоры "топанча" (крупные, диагонально расположенные Х-образные фигуры), "чере" (несколько центральных фигур как бы обрастают разнообразными геометрическими формами) и др.
Тип Табасаран
Ковры типа «Хив»
Табасаранские ковры Хивского района также имеют большое количество вариантов орнаментальных узоров. Один из них (имеющий два названия "мерхер" - санки или "чархар" - колеса) состоит из расположенных по продольной оси крупных медальонов, сложная конфигурация которых придает орнаментальность и фону.
Ковры типа «Хив»
Кроме ворсовых ковров в табасаранских аулах изготавливаются и двусторонние паласы. Общая композиция табасаранского паласа состоит из неповторяющихся широких поперечных полос, внутри которых крупные геометрические узоры.
Войлочные ковры
Распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев.
Войлочное ремесло — один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.
Арбабаш
Наиболее популярными войлочными коврами в Дагестане до недавнего времени были т.н. "арбабаши" . Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений.
Арбабаш
Кто производил: аварцы и кумыки
Узор: плавные изображения растений
Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру.
Кийиз
Особую роль играли войлоки в жизни ногайцев, ведущих до начала ХХ в. кочевой образ жизни. Войлоки у ногайцев служили стенами юрт, натягиваясь на их деревянный остов, а внутри жилища - подстилками, заменяющими мебель. Широко войлок использовался для изготовления одежды, обуви и различных бытовых предметов - сумок, торб и т.п. Ногайские войлочные ковры "кийизы", в отличие от кумыкских арбабашей, выполнялись из натуральной неокрашенной шерсти (белой, черной, коричневой), по которой разноцветными шерстяными нитками вышивались традиционные орнаменты, отражающие космологические и эстетические представления народа. Иногда в орнамент вводилось изображение родовой тамги.
Кийиз
Кто производил: ногайцы, лакцы
Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы
Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета.
Вязаная обувь
Непременной деталью дагестанского костюма была вязаная обувь, как уличная, так и домашняя. Домашняя обувь представлена в виде однотонных (аварцы, лакцы, даргинцы) или украшенных мелким орнаментов носков и "джурабов" (Южный Дагестан).
Уличная обувь представлена вязанными сапожками с сильно загнутыми носами и высоким голенищем (бежтинцы), сапожками с небольшим загнутым носиком, украшенными вышивкой (бежтинцы), сапожками с высоким голенищем и скошенным широким носком и подъемом, плотно вышитым цветочным рисунком (цунтинцы). По вязаной обуви, ее орнаменту, в прошлом можно было определить, откуда пришел человек.